НЕ ИДЕАЛИЗИРУЙТЕ ТОЛПУ...

Станислав Ковтун


В разные годы на сайт приходили письма с вопросами лично ко мне. В этой статье я кратко отвечу на основные из них.

Как я отношусь к ОСБ? Если бы мне предложили войти в организацию, выход из которой был бы сопряжен с потерей семейных контактов или семьи как такой, я бы тут же дал разворот. Однако, когда на входе тебя ни о чём подобном не предупреждают, а затем запугивают небесными карами на предмет любого отступления от политики этой организации, становится не по себе. Правда в моем случае понимание полной абсурдности происходящего наступило только после того, как я ушел с "пионерского служения". Пока я 5 лет бегал по подъездам и побуждал поступать так же остальных, время бежало, жизнь уходила, а включить мозг на полную катушку не удавалось. И лишь потом я осознал еще одну страшную истину: помимо нарушения элементарных прав человека внутри ОСБ, прививается животная ненависть к тем, кто покинул данную структуру. Насаждение единообразия, борьба с образованием, нежелание бороться с такими пороками, как педофилия – это и многое другое убеждает меня и многих других людей, что религия Свидетелей Иеговы может оказаться чрезвычайно опасной для физического и духовного здоровья взрослых и, особенно, молодежи и детей. Будучи старейшиной, я насмотрелся на многое в этой организации и "сменить место работы" стало естественным жизненным шагом.

Я считаю, что нужно помогать людям не в том, чтобы выходить оттуда, а в том, чтобы не входить туда. Это две принципиально разные цели. Когда человека уже втянули в деятельность конкретного культа, вытащить его обратно – задача непростая. Я тоже был упертым и уверенным в превосходстве своего положения. Но, в конце концов, человек сам ответственен за свой выбор и, потеряв определенное количество лет жизни (в среднем 8-10 лет), он, скорее всего, прозреет. Ну а как он распорядится своим прозрением – опять же его личное дело. На тот момент члены организации уже потеряют прежних "мирских" друзей и круг близких. Потеряют они и способность мыслить объективно и независимо. Безусловно, им придется нелегко, учитывая бесконечное промывание мозгов лидерами Сторожевой Башни.

Я и мои друзья прикладываем некоторые усилия, чтобы информировать людей еще до того, как они попадут в религиозный переплет и, утратив чувство действительности, начнут ломать дрова. К счастью, многие из тех, кто сам столкнулся со Свидетелями Иеговы и затем включил компьютер и стал искать информацию о них, практически всегда отменяют "покупку". Принцип «легче не дать упасть в болото, чем вытаскивать оттуда» вполне оправдывает себя.

Нередко я советовал действующим Свидетелям Иеговы, желающим покинуть "единственную истинную", не торопиться и сделать это осмысленно. Пока человек не поймет, что его окружают обычные люди, и над всей этой толпой не сияет никаких нимбов, он может еще очень долгие годы идеализировать некоторые аспекты прежней религии, живя черно-белыми стереотипами, мешающими его адаптации и самостоятельности и, в конечном итоге, на определенный период лишающие его удовлетворенности и счастья.

Жизнь, как известно, сложная штука. Жизнь в замкнутой религиозной среде обычно скучна и однообразна. На выходе же человек сталкивается с «множеством» мира людей и может совершать поступки, которые бы в прежнем окружении тут же заклеймили как безбожные. Как-то Иисус сказал: не судите – и не судимы будете. Тут нечего добавить.

Одна женщина написала мне: «Я видела, как бывший Свидетель Иеговы валялся пьяный недалеко от моего дома. Без истины люди становятся как животные…» Я ответил ей: «Надеюсь, вы помогли ему дойти до дома? Поверьте, я за 13 с половиной лет, будучи Свидетелем Иеговы и старейшиной, перетаскал на своих тогда еще не совсем сильных плечах далеко не одного подвыпившего «брата». И однажды я видел такую же картину, как и Вы, только лежал на земле не «бывший Свидетель Иеговы», а действующая «сестра», которая позднее предстала перед правовым комитетом и объяснила, что поругалась с мужем и выпила больше чем надо, пока изливала истерзанную душу духовной подруге. Так стоит ли говорить по этим эпизодам, что Свидетели Иеговы сплошь пропоицы и негодяи? Если нет, то на каком основании Вы вырываете куски из жизни других людей и делаете столь подобострастные выводы? Вам часто говорят, что Ваша организация святая, а на несовершенство людей и прочий человеческий фактор можно с легкостью наплевать. Что же вам мешает сделать то же самое в отношении "внешних" - людей, которые также способны меняться к лучшему?».

Одно я знаю точно: большинство тех, кто когда-то был Свидетелем Иеговы, – замечательные люди, а их семьи куда более полноценные, чем у тех, кто остался за стенами Сторожевой Башни.

Тем, кто решил выйти, я лишь могу процитировать слова из книги «Некуда Идти»: «Ни в коем случае нельзя смотреть на свой религиозный опыт с негативных позиций. Гораздо разумней видеть в этом ступень развития. То, что вам казалось чрезвычайно важным вчера, сегодня вас уже не удовлетворяет. Вы стали все острее понимать, что система не столько дает, сколько забирает, и сделали следующий шаг, встали на новую ступень, и за это можно себя только похвалить».

И еще один совет, который чуть выше я уже давал: Свидетели Иеговы – обычные люди. Над ними нет и не может быть никакой божественной ауры, как она отсутствует над любым другим подобным коллективом. Разница между Свидетелями Иеговы или, допустим, сотрудниками какой-нибудь сетевой компании, ничтожна. Она заключается лишь в том, что эти люди часто произносят слово "Бог" или его эквиваленты. Не позволяйте себе идеализировать толпу, и у Вас все получится.

Уже многие и многие годы, как я перестал мыслить категориями «истины». Исходя из реалий ОСБ, истина для Свидетелей Иеговы - это скомпилированный файл всего и вся напечатанного в этой организации, начиная от «книжек для изучения» и кончая секретными письмами старейшинам. Библия уже давно отдыхает. Отход от какой-либо практики или символа веры, заведенной в организации, является отходом от истины. Но тогда чем отличается ОСБ от, допустим, психиатрической больницы, где тоже свои «символы веры», свои уставы и традиции, нарушение которых далеко не приветствуется?

Поэтому поиск т.н. «истины», применяя подобный подход, всегда ведет к разочарованию, поскольку Библия в руках толпы неминуемо перестает быть личной книгой и обрастает человеческой глупостью.

И ещё. Стать лучше невозможно, имея один и тот же фронт приложения сил. Формализм, принятый за "служение Богу", не способен сделать человека лучше. И эта мысль крайне важна для понимания многих вещей, с которыми сталкиваются Свидетели Иеговы. И даже если эта мысль не приобрела явных очертаний, именно она становится лейтмотивом многих действий тех, кто рано и поздно скажет Башне: "пока"...

Ни я, ни мои друзья не ставили утопических целей, типа борьбы с ОСБ по одной простой причине. Есть фанаты сумасшедших скоростей. Есть фанаты езды на крышах электричек. Есть фанаты идеологий, имеющих тебя по полной программе. Смысл бороться с неравнодушными фанатами? Не проще ли предупредить тех, кто еще не стал таковым, о возможных последствиях? Особенно молодёжь. Ну а если всё-таки решились на экстрим - флаг в руки.

Библия в руках толпы неминуемо перестает быть личной и обрастает человеческой глупостью

На этом сайте опубликовано много интересных материалов, которые с годами лишь прибавили в цене. Многие вопросы, которые задавали читатели, касались интимных областей жизни, и авторы статей старались ответить на них предельно откровенно. Юноша из Подмосковья написал: "Я постоянно ощущаю себя никчемным. Мне нельзя думать о сексе, нельзя фантазировать на тему совокупления, даже нельзя мастурбировать. Я словно бесполое существо, которое даже не знает, встанет ли у него на женщину..." И подобных писем, повторюсь, было немало. Именно поэтому я решился на написание книги "Секс и Свидетели Иеговы", которая в легкой манере раскрывает тайны бытия ОСБ с точки зрения сексуальных отношений и их зарождения, ведь именно эта сфера нашего существования эксплуатируется религиозными группами с особым цинизмом. Безусловно, говорить об этом откровенно не так-то просто. Но я слишком хорошо разбираюсь в этом, чтобы промолчать. Когда я ушел из ОСБ, то в течение пяти лет посещал людей, которые страдали от одиночества. Своеобразная служба психологической поддержки. И я видел слезы, пустые глаза и обреченность, возведенные в интеграл. Это было невероятно, но наши терапевтические диалоги приводили к положительному результату. Я перестал заниматься такой помощью только тогда, когда понял, что мои силы, моя энергия на исходе. И гораздо проще и эффективней просто передать всё это на бумаге, нежели распыляться энергией в каждом конкретном фрагменте жизни.

Хочется рассказать о многом, но, вероятно, ещё не время. Но оно когда-нибудь придет...